вопрос-ответ

Вопрос: Кто имеет право на пособие в связи с осуществлением постоянного ухода за инвалидом 1 группы?

 

Ответ: В соответствии с законодательством право на пособие по уходу за инвалидом 1 группы имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату, ежемесячное денежное содержание, осуществляющие постоянный уход за инвалидом 1 группы. Размер пособия составляет 100 процентов (при осуществлении ухода за двумя или более нетрудоспособными гражданами – 120 процентов) наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Пособие назначается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина в рамках осуществления административной процедуры. Лицу, осуществляющему уход, необходимо представить в указанный орган соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку.

Вопрос: Почему пенсионер не имеет права на получение пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе?
 
 
 
Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом. Также право на пособие по уходу увязано с отсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом. Пенсионеру же государство предоставляет такие средства в виде пенсии.

 

Вопрос: Является ли получатель пособия по уходу работником и какие записи вносятся в его трудовую книжку?

Ответ: Получатель пособия по уходу не является работником, на него не распространяется законодательство о труде и государственном социальном страховании. Пособие по уходу – мера государственной социальной поддержки, а не заработная плата.

В трудовую книжку лиц, получающих пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, вносятся записи о назначении пособия по уходу и о прекращении выплаты пособия (а не о приеме на работу и увольнении).

Вопрос: Может ли назначаться пособие по уходу индивидуальному предпринимателю, подавшему заявление о прекращении предпринимательской деятельности, но не исключенному из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистр)?

Ответ: Пособие по уходу назначается гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в регистр.

Пособие по уходу лицу, сохраняющему статус индивидуального предпринимателя в связи с незавершенной процедурой прекращения деятельности (независимо от факта неосуществления предпринимательской деятельности), не назначается.

Вопрос: При каких обстоятельствах прекращается выплата пособия по уходу и известно ли об этом получателю пособия? Правомерно ли взыскание суммы пособия в судебном порядке?

Ответ: Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия по уходу, перечислены в пункте 15 Положения. К ним, в частности, относятся: неосуществление постоянного ухода (независимо от причины); поступление лица, осуществляющего уход, на работу, регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, поступление на обучение в учреждение образования в дневной форме получения образования; постановка лица, осуществляющего уход, на психиатрический и (или) наркологический учет; назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от ее вида), пособия по безработице, других определенных законодательством выплат; помещение в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другую организацию на государственное обеспечение, социальное обслуживание.

При наступлении таких обстоятельств получатель пособия обязан сообщить в течение пяти дней в орган, выплачивающий пособие. Об этой обязанности, а также о наступлении ответственности в случае несообщения, установленной законодательством в виде взыскания излишне выплаченных сумм пособия в судебном порядке, гражданин предупреждается (под подпись) при подаче заявления о назначении пособия.

Вопрос: Может ли получать пособие по уходу лицо, обучающееся в учреждении образования в дневной форме получения образования, которому предоставлен индивидуальный график посещения занятий/ академический отпуск?

Ответ: В круг лиц, которым может назначаться пособие по уходу, не входят лица, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования. Законодательство о пособии не содержит исключений в отношении обучающихся с индивидуальным графиком посещения занятий.

С учетом положений Кодекса Республики Беларусь об образовании в период нахождения в академическом отпуске (независимо от причины его предоставления) статус обучающегося сохраняется и образовательные отношения не прекращаются. Поэтому лицу, являющемуся обучающимся, в период нахождения в академическом отпуске пособие по уходу не назначается и не выплачивается.

Вопрос: Какие меры социальной защиты установлены законодательством Республики Беларусь бывшим узникам фашизма?
 
Ответ: Правовой статус и меры социальной защиты бывшим узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшим несовершеннолетним узникам иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны (далее - бывшие узники фашизма) установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (далее - Закон).
 
Законом бывшие узники фашизма, наряду с членами семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий, отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войн.
 
Статьей 24 Закона бывшим узникам фашизма в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии:
 
повышение размеров пенсий и льготное налогообложение в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания) учтено в двойном размере в стаж при назначении пенсии. Кроме того, на основании статьи 68 Закона им установлено ежемесячное повышение размера пенсии на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
 
безвозмездная передача в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых ими жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на себя и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
 
пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь;
 
первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, первоочередная госпитализация.
 
Наряду с участниками Великой Отечественной войны бывшим узникам фашизма предоставлено право лечения в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.
 
В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года от 12 марта 1993 года бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляется право бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на воздушном, железнодорожном, водном или междугородном автомобильном транспорте либо по желанию бывшего узника проезд с 50-процентной скидкой по оплате стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта по талонам установленного образца, выдаваемым органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.
 
Вопрос: Какие новые средства реабилитации включены в 2016 году в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации и на основании каких документов будет осуществляться их выдача?
 
Ответ: В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722 «О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (в редакции от 29.04.2016) в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации включено 11 новых средств реабилитации, из них 4 (приспособление для купания детей; приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; купальник (купальный костюм) для крепления протеза молочной железы; ступеньки к ванне) будут выдаваться органами по труду, занятости и социальной защите, а 7 (катетеры для самокатетеризации, глюкометр с речевым сопровождением функций, наружная часть системы кохлеарной имплантации (речевой процессор), аппараты для искусственной вентиляции легких, электроотсосы, зонды для энтерального питания, катетеры для санации) - организациями здравоохранения.
 
Указанными средствами реабилитации будут обеспечиваться инвалиды 1 и 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет бесплатно и на льготных условиях на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.
 
Вопрос: Как часто могут пересматриваться тарифы на социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения?
 
Ответ: В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите, включены в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.
 
Периодичность пересмотра цен (тарифов) на товары (работы, услуги), в том числе и на социальные услуги, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения, законодательно не закреплена.
 
Вопрос: Расскажите, что за планы разрабатываются комиссиями по предоставлению государственной адресной социальной помощи? Что они собой представляют и какие последствия невыполнения таких планов?
 
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» при вынесении решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни районной комиссией по предоставлению государственной адресной социальной помощи при необходимости разрабатывается план по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи.
 
В такой план включаются мероприятия с учетом конкретной ситуации для решения объективных проблем, которые мешают повысить уровень доходов семьи, и в основном касаются трудоустройства.
 
При повторном обращении за указанными пособиями в случае невыполнения такого плана по необъективным причинам комиссия уполномочена принимать решение об отказе семье в предоставлении помощи.
 
Вопрос: Я инвалид 1 группы и мне в связи с заболеванием необходима ортопедическая обувь. Подскажите, можно ли ее заказать и где?
 
Ответ: В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 (далее – Положение), инвалиды 1 и 2 группы обеспечиваются ортопедической обувью бесплатно один раз в календарном году, за счет средств местных бюджетов.
 
На основании Положения, при наличии индивидуальной программы реабилитации инвалида либо заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в ортопедической обуви Вы можете заказать ее в РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (его филиалах) в соответствии с регистрацией по месту Вашего жительства (места пребывания).
 
Вопрос: Имеет ли право на получение кресла-коляски с электроприводом инвалид II группы вследствие общего заболевания?
 
Ответ: Подпунктом 10.1 пункта 10 Положения о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 «О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (далее – Положение), предусмотрено обеспечение инвалидной коляской с электроприводом инвалидов I группы и детей-инвалидов в возрасте с 16 до 18 лет.
 
В соответствии с Положением постановка на учет, распределение и обеспечение инвалидов креслами-колясками, в том числе и с электроприводом, осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Креслами-колясками инвалиды обеспечиваются в порядке очередности, определяемой в зависимости от даты подачи заявления.
 
Учитывая изложенное, инвалиды II группы право на бесплатное обеспечение креслом-коляской с электроприводом в соответствии с указанным постановлением не имеют.
 
Вопрос: Обязательно ли органы по труду, занятости и социальной защите должны обследовать материально-бытовые условия проживания перед принятием решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи?
 
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощью, обязательно проводится в следующих случаях.
 
1. Если заявитель обратился за единовременным социальным пособием и не представил документальных подтверждений нахождения в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность. В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления указанной трудной жизненной ситуации.
 
2. Если заявитель обратился за ежемесячным и (или) единовременным социальным пособием и по указанному им адресу проживают несколько семей (граждан), которые имеют общий лицевой счет, но ведут раздельное хозяйство, либо заявитель указывает состав семьи, который не соотносится с реальной ситуацией (сведениями из достоверных источников). В таком случае специально созданная для этих целей комиссия обязательно проводит обследование материально-бытового положения заявителя (членов его семьи) для установления факта раздельного или совместного ведения хозяйства с другими семьями (гражданами).
 
3. В ситуациях, когда заявитель скрывает сведения и (или) представляет недостоверные сведения о доходах, принадлежащем ему и членам семьи имуществе на праве собственности, о составе семьи, месте жительства, иных сведений, с которыми связано право на предоставление государственной адресной социальной помощи и (или) от которых зависит ее размер. При установлении указанных фактов сокрытия и (или) представления недостоверных сведений такие граждане (семьи) лишаются права на обращение за государственной адресной социальной помощью в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца принятия решения об отказе в предоставлении государственной адресной социальной помощи.
 
Вопрос: При наступлении каких жизненных ситуаций можно получить государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия?
 
Ответ: Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
 
Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи, понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства.
 
Перечень обстоятельств, которые можно отнести к трудной жизненной ситуации, является открытым.
 
Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
 
Вопрос: Может ли дополнительно предоставляться государственная адресная социальная помощь в виде единовременного социального пособия, если семьей (гражданином) реализовано право на получение ежемесячного социального пособия?
 
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41) семьи (граждане) имеют право на одновременное предоставление различных видов государственной адресной социальной помощи при наличии условий их предоставления.
 
Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) на основании двух условий:
 
среднедушевой доход семьи (гражданина) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала;
 
наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).
 
При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).
 
Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
 
При соблюдении указанных выше условий, комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи местного исполнительного и распорядительного органа может принять соответствующее решение о предоставлении семье (гражданину) единовременного социального пособия.
 
Вопрос: Включается ли в совокупный доход семей (граждан), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?
 
Ответ: Согласно подпункту 9.26 пункта 9 Положения о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2012 г. № 274 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41», в среднедушевой доход семьи (гражданина), обратившихся за предоставлением государственной адресной социальной помощи, размер полученной ими материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь включается.
 
Вопрос: С какого месяца вести отсчет 12 месяцев для отслеживания очередного права на предоставление семье (гражданину) ежемесячного социального пособия? Например, когда семья (гражданин) будет иметь право на очередное ежемесячное социальное пособие, если ей (ему) такая помощь в 2013 г. назначалась не сразу на 6 месяцев, а на два месяца в три этапа (февраль-март, июнь-июль, сентябрь-октябрь 2013 г.)?
 
Ответ: В изложенной выше ситуации отсчет 12 месяцев начинается с месяца первичного обращения семьи (гражданина) за ежемесячным социальным пособием, т.е. с февраля 2013 года.
 
Семья получает очередное право на предоставление ежемесячного социального пособия с февраля 2014 года.
 
Вопрос: С какого месяца семья (гражданин) будет иметь право на очередное единовременное социальное пособие, если ей (ему) предоставлялось единовременное социальное пособие в ноябре 2017 года?
 
Ответ: Отсчет года для предоставления единовременного социального пособия производиться с 1 января по 31 декабря.
 
В изложенной выше ситуации семья (гражданин) получит право на очередное предоставление единовременного социального пособия с 1 января 2014 года.
 
Вопрос: В семье воспитывается ребенок-инвалид. По закону мы имеем право на материальную поддержку государства для покупки памперсов. Однако нам было отказано в помощи в связи с тем, что памперсы были приобретены в России. Подскажите, правомерно ли нам отказали?
 
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим 4 степень утраты здоровья, нуждающимся по медицинским показаниям в подгузниках.
 
Подпунктом 2.33.2 пункта 2.33 перечня административных процедур, осуществляемых государственными и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» определено, что для получения такого пособия гражданами предоставляются документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь.
 
Таким образом, данное социальное пособие предоставляется на основании соответствующих документов (кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону и др.) на подгузники, приобретенные в Республике Беларусь.
 
Вопрос: Кто устанавливает цены на социальные услуги, оказываемые территориальными центрами социального обслуживания населения?
 
Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
 
Социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите, включены в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35).
 
Вопрос: Куда следует обращаться в случае нуждаемости в социальном обслуживании на дому?
 
Ответ: По вопросам предоставления социальных услуг необходимо обращаться в территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры), функционирующие во всех административных районах республики. В центрах работают специализированные отделения, в том числе отделения социальной помощи на дому, срочного социального обслуживания и другие.
 
Условия предоставления социального обслуживания (бесплатно, на условиях частичной либо полной оплаты) зависят от материального и семейного положения граждан (определены Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11).
 
Бесплатно социальные услуги предоставляются:
 
малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам (семьям)
 
На условиях частичной оплаты:
 
одиноким нетрудоспособным гражданам (семьям), среднедушевой доход которых не превышает 200 процентов утвержденного в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
 
На условиях полной оплаты:
 
остальным нетрудоспособным гражданам.
 
В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11:
 
к нетрудоспособным гражданам относятся дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, завершившие освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; инвалиды 1 или 2 группы; неработающие граждане в возрасте 60 лет и старше, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, имеющие право на государственную пенсию;
 
к малообеспеченным гражданам (семьям) относятся граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления об оказании социальных услуг;
 
одинокими признаются нетрудоспособные граждане, не имеющие совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами 1 или 2 группы, не достигших общеустановленного пенсионного возраста.
 
Вопрос: Какими видами социальных услуг может воспользоваться инвалид первой группы?
 
Ответ: Для оказания социального обслуживания и социальных услуг инвалидам и пожилым гражданам в системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют стационарные (80 домов-интернатов трех типов) и нестационарные (146 территориальных центров социального обслуживания населения) учреждения социального обслуживания.
 
Территориальные центры социального обслуживания населения (далее – центры) предназначены для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разнообразных видов социальных услуг с учетом их нуждаемости, а также в соответствии с показаниями и противопоказаниями к обслуживанию, которые определяются организациями здравоохранения.
 
С этой целью в структуре центров открываются специализированные отделения: первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, срочного социального обслуживания, социальной помощи на дому, социальной адаптации и реабилитации, дневного и круглосуточного пребывания.
 
Так, гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и не имеющим противопоказаний к обслуживанию, социальные работники отделений социальной помощи на дому оказывают социально-бытовые, социально-реабилитационные и другие виды социальных услуг (доставка на дом продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в уборке квартиры, оплата жилья и коммунальных услуг, доставка воды, топлива и картофеля из хранилища и т.п.), предоставляют необходимую информацию по вопросам социального обслуживания и социальной помощи, организуют социально-бытовое обслуживание предприятиями торговли и другие услуги.
 
Отделениями срочного социального обслуживания центров предоставляются разовые социальные услуги на дому. Также для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, предоставляются услуги сиделки.
 
В отделениях социальной адаптации и реабилитации можно воспользоваться услугами психолога.
 
В сельской местности для нетрудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не могут проживать самостоятельно, в центрах функционируют отделения круглосуточного пребывания. Здесь гражданам предоставляется жилье с комплексом материально-бытового обеспечения, в том числе трехразовое питание, создан благоприятный микроклимат, проводятся санитарно-гигиенические и реабилитационные мероприятия, организуется уход, культурные мероприятия и досуг.
 
Для молодых инвалидов, в том числе и для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования, в центрах создаются и функционируют отделения дневного пребывания для инвалидов, обеспечивающие инвалидам возможность развития трудовых навыков, занятий по интересам и досуга.
 
Работа центров с пожилыми людьми включает в себя организацию их ухода и культурного досуга в дневное время, привлечение пожилых людей к общественно-полезной деятельности. В этих целях в центрах созданы отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста, где люди старшего поколения занимаются прикладным искусством, сохраняя народные традиции самодеятельного творчества и ремесла, развивая свои таланты и способности.
 
За подробной информацией необходимо обращаться в центр по месту жительства.
 
Вопрос: Каков порядок зачисления на социальное обслуживание на дому?
 
Ответ: Для зачисления на социальное обслуживание на дому необходимо письменно обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (далее – центр) по месту фактического проживания, представив: документ, удостоверяющий личность; документ установленного образца о праве на льготы; медицинскую справку о состоянии здоровья гражданина.
 
Работники центра в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций: сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения (для одиноких нетрудоспособных граждан (семей); справку о месте жительства и составе семьи; сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.
 
Решение о заключении договора оказания социальных услуг принимается в течение пяти рабочих дней после получения последнего необходимого документа (сведений).
 
Вопрос: Я одна воспитываю ребенка. Отцовство установлено, но отношений с отцом ребенка давно не поддерживаю. Когда я обратилась за ежемесячным социальным пособием, мне сказали, что я должна обратиться в суд за взысканием алиментов на ребенка, а затем за помощью. Подскажите, правомерно ли это?
 
Ответ: Действительно, с 1 января 2014 года в законодательство по государственной адресной социальной помощи внесены изменения и дополнения, в том числе дополнены условия предоставления ежемесячного социального пособия.
 
Так, с 1 января 2014 года такое пособие не предоставляется семьям, в которых родитель не реализовал свое право на получение в соответствии с законодательством алиментов. В соответствии со статьей 91 Кодекса о браке и семье родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.
 
Таким образом, прежде чем обратиться за государственной адресной социальной помощью в виде ежемесячного социального пособия, родитель, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, обязан предпринять меры по привлечению к содержанию детей другого родителя.
 
Вопрос: С 2014 года за получением социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников необходимо обращаться 4 раза в течение года. Расскажите, в связи с чем было принято такое решение?
 
Ответ: С 1 января 2014 года государственная адресная социальная помощь в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц в размере, не превышающем 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума (БПМ), действующего на дату принятия решения о предоставлении такого пособия. Общий размер предоставляемого пособия в год не изменился и составляет 6-кратный размер БПМ.
 
Внесение изменений в законодательство в части увеличения периодичности предоставления социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников было вызвано многочисленными обращениями граждан.
 
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» получение такого пособия возможно только при предоставлении документов, подтверждающих факты приобретения подгузников (чеки). Чтобы накопить достаточное количество чеков для получения пособия в максимальном размере, необходимо длительное время. В связи с этим на практике имели место случаи, когда назначить пособие не представлялось возможным в связи со смертью заявителя, хотя и было накоплено необходимое количество чеков.
 
С целью повышения доступности социальной поддержки для граждан с заболеваниями в стадии декомпенсации было принято решение о повышении периодичности получения государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников с 2 до 4 раз.
 
Вопрос: При оформлении инвалидности III группы, установлена нуждаемость в тест-полосках для определения сахара в крови. Предусмотрена ли поддержка на приобретение тест-полосок?
 
Ответ: До 1 июля 2017 года инвалиды III группы обеспечивались техническими средствами социальной реабилитации через предоставление государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.
 
С 1 июля 2017 г. по вопросу обеспечения тест-полосками инвалиду III группы необходимо обращаться в государственную организацию здравоохранения по месту фактического проживания.
 
Вопрос: В связи с изменениями в законодательстве смогут ли инвалиды III группы воспользоваться правом по нахождению в госпитале РУП БПОВЦ?
Ответ: С 1 июля 2017 г. изменился порядок обеспечения инвалидов III группы техническими средствами социальной реабилитации.
 
Обеспечение таких граждан протезами (ортезами) верхних и нижних конечностей, изделиями для консервативного лечения приобретенных и врожденных деформаций у детей, ортезами на позвоночник, ортопедической обувью, протезами молочной железы осуществляется РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», а также его филиалами.
 
Кроме того, инвалидам III группы предоставлено право бесплатного нахождения в отделении стационарного протезирования и реабилитации РУП БПОВЦ (по заключению врачей).
 
Вопрос: Ранее получала пособие на подгузники. Но часто пользовались подгузниками-трусиками, расходы на покупку которых мне не возмещали. Подскажите, могу ли я сейчас рассчитывать, что мне компенсируют расходы на приобретение подгузников-трусиков?
 
Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2017 г. № 211 «О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной помощи» с 1 июля 2017 года социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется, в том числе и для компенсации расходов на приобретение впитывающих трусиков, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей).
 
Вопрос: Одна воспитываю троих детей, 6 месяцев получала ежемесячное пособие. Могу ли я получать такое пособие более длительный срок?
 
Ответ: В соответствии с Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41, ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от одного до 6 месяцев.
 
Исключение составляют следующие категории семей и одиноких граждан, которым такое пособие может быть предоставлено на период до 12 месяцев:
 
одинокие инвалиды I и II группы;
 
одинокие нетрудоспособные граждане, достигшие возраста 70 лет;
 
неполные семьи, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
 
С 1 июля 2017 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2017 г. № 211 «О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной помощи» на период до 12 месяцев ежемесячное социальное пособие может быть предоставлено также семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в которых родители являются инвалидами I или II группы, либо один из родителей является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним.
 
Вопрос: Досматриваю маму, которой 90 лет. Она инвалид I группы, и мы регулярно получаем пособие на подгузники. При этом заявление пишу я от имени мамы, а мама только расписывается, хотя и это ей очень сложно. Могу ли я подать такое заявление без присутствия мамы?
 
Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2017 г. № 211 «О совершенствовании порядка предоставления государственной адресной социальной помощи» установлено, что с 1 июля 2017 г. обратиться с заявлением о предоставлении социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников инвалидам I группы могут также совершеннолетние члены семьи.
 
Вопрос: Мой сын отбывает наказание в местах лишения свободы. Он инвалид I группы и пользуется памперсами. Как можно организовать выплату ему социального пособия на подгузники?
 
Ответ: С 1 июля 2017 года при наличии соответствующего медицинского заключения Вашему сыну может быть предоставлено социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников.
 
Соответствующее заявление от имени инвалида I группы, отбывающего наказание в местах лишения свободы, подается уполномоченным работником исправительного учреждения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения.
 
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется путем перечисления денежных средств на текущий счет исправительного учреждения, открытый в филиале «Беларусбанк» для учета личных денег лиц, отбывающих наказание, и зачисляется на их лицевой счет.
 
Пособие предоставляется 4 раза в год (не чаще одного раза в месяц) в размере до 1,5 бюджетов прожиточного минимума исходя из документально подтвержденных фактических расходов на приобретение подгузников, впитывающих трусиков, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей).
 
Вопрос: В каком размере и кому выплачивается ежемесячное пособие?
 
Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» ежемесячное социальное пособие предоставляется малообеспеченным гражданам и семьям, которые по объективным причинам имеют среднедушевой доход за последние 12 месяцев ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ).
 
Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя в месяц составляет положительную разность между БПМ и среднедушевым доходом и пересчитывается при увеличении БПМ в период предоставления пособия.

Вопрос. Ежеквартально Министерством труда и социальной защиты утверждается размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исходя из которого рассчитываются размеры пенсий, пособий, а также других социальных выплат.

Какие предусмотрены меры социальной защиты в случае, если размер бюджета прожиточного минимума снизился относительно его размера за предыдущий период?

Ответ: Механизм, не допускающий снижения доходов граждан, получающих пенсии, пособия и прочие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), установлен Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 726 «Об исчислении социальных выплат», в соответствии с которым при назначении (перерасчете) пенсий, пособий, других социальных выплат используется наибольшая величина БПМ, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала.

Вопрос: Я инвалид 1 группы по зрению и мне в связи с заболеванием необходим сотовый телефон. Подскажите, возможно ли его получить бесплатно?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722, инвалиды 1 группы по зрению обеспечиваются сотовыми телефонами с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфонами), на льготных условиях с оплатой 20 процентов от стоимости данного средства реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - ИПР инвалида) либо заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (далее - заключение ВКК) о нуждаемости в сотовом телефоне с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфоном).

Для обеспечения указанным средством реабилитации необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) инвалида. При себе необходимо иметь ИПР инвалида или заключение ВКК, удостоверение инвалида, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Вопрос: Какие меры социальной защиты установлены законодательством Республики Беларусь бывшим узникам фашизма?

Ответ: Правовой статус и меры социальной защиты бывшим узникам фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшим несовершеннолетним узникам иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны (далее - бывшие узники фашизма) установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (далее - Закон).

Законом бывшие узники фашизма, наряду с членами семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий, отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войн.

Статьей 24 Закона бывшим узникам фашизма в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие государственные социальные льготы, права и гарантии:

повышение размеров пенсий и льготное налогообложение в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания) учтено в двойном размере в стаж при назначении пенсии. Кроме того, на основании статьи 68 Закона им установлено ежемесячное повышение размера пенсии на 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 мая 2015 г. - 368717 руб.);

безвозмездная передача в собственность (с учетом жилищной квоты, суммы квот) занимаемых ими жилых помещений в пределах 20 квадратных метров общей площади на себя и каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного неработающего члена его семьи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь;

первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, первоочередная госпитализация.

Наряду с участниками Великой Отечественной войны бывшим узникам фашизма предоставлено право лечения в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.

В соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляется право бесплатного проезда один раз в два года (туда и обратно) на воздушном, железнодорожном, водном или междугородном автомобильном транспорте либо по желанию бывшего узника проезд с 50-процентной скидкой по оплате стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта по талонам установленного образца, выдаваемым органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.

Вопрос: Каким нормативным правовым актом предоставлено право льготного проезда в пригородном транспорте пенсионерам в период сельскохозяйственных работ?

Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 176 «О государственной поддержке пенсионеров» предусмотрено ежегодное право гражданам, достигшим пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), на 50-процентную скидку со стоимости проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом-класса, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) на период сезонных сельскохозяйственных работ с 1 мая по 30 сентября.

 

Данное право реализуется гражданами на основании проездных документов (билетов), выдаваемых им организациями пассажирского транспорта, при предъявлении пенсионных удостоверений.

Вопрос: Где можно узнать уплачивала ли организация обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с Порядком предоставления информации застрахованному лицу и страхователю, утвержденным постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 18 (далее – Порядок), получить информацию, содержащуюся в Вашем индивидуальном лицевом счете, Вы можете в территориальном органе Фонда, предъявив страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, и заполнив соответствующее заявление. Приложением 2 к Порядку утверждена информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, в которой есть раздел о периодах неуплаты обязательных страховых взносов плательщиком.

Вопрос: Я, индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога, представил в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности с 12.07.2014. Как рассчитать сумму платежа за 2014 г. по обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87, вступил в силу с 27.02.2014), индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы (далее – взносы). Уплата взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), исчисляется из определяемого индивидуальными предпринимателями дохода за истекший год, при этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством (далее – минимальная заработная плата), в размере 35 процентов (29 процентов – на цели пенсионного страхования и 6 процентов – на цели социального страхования).

В связи с этим сумма платежа, причитающаяся к уплате индивидуальным предпринимателем – плательщиком единого налога, в бюджет фонда, рассчитывается:

за период с 01.01.2014 по 26.02.2014 по ранее действующему законодательству, а именно сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы пропорционально количеству календарных дней в этом периоде, за которые индивидуальным предпринимателем в установленном порядке уплачен единый налог);

за период с 27.02.2014 по 11.07.2014 (до даты принятия решения о прекращении деятельности, указанной в заявлении индивидуального предпринимателя) сумма взносов исчисляется из определяемого самостоятельно индивидуальным предпринимателем дохода за указанный период, но не менее суммы, исчисленной за этот период из суммы размеров минимальной заработной платы.

Вопрос: Учредителем частного унитарного предприятия (физическим лицом) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь принято решение о непосредственном осуществлении функций руководителя данного предприятия. Решением не предусматриваются конкретные выплаты учредителю за осуществление им функций руководителя предприятия. Трудовой договор с учредителем не заключается. Прошу разъяснить следующее.

Если вознаграждение учредителя за осуществление функций руководителя предприятия привязано к результатам хозяйственной деятельности предприятия и выплачивается в виде дивидендов (без начисления иных выплат, в том числе и заработной платы), необходимо ли на данные выплаты (дивиденды) начислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии с пунктом 1-1 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (далее – Положение), юридические лица являются плательщиками в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон о страховых взносах) объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (далее - взносы).

При этом сумма взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (часть первая пункта 5 Положения), и уплачиваться в сроки, установленные пунктом 4 Положения.

Законом о страховых взносах предусмотрено, что для работающих граждан размер взносов составляет 1 процент индивидуального заработка (дохода), для работодателей – 34 процента от суммы выплат, начисленных в пользу работающих граждан (28 процентов – на пенсионное страхование и 6 процентов – на социальное страхование).

С учетом изложенного, на суммы вознаграждения учредителю унитарного предприятия за осуществление функций руководителя взносы начисляются в установленном порядке (но не менее чем на сумму проиндексированной минимальной заработной платы, установленной законодательством). При этом источник выплаты вознаграждения не имеет значения (в том числе из прибыли).

Вопрос: Работник организации как донор сдавал кровь. Затем он уволился и трудоустроился в другую организацию. В период между увольнением и приемом на работу к новому нанимателю он также сдавал кровь. По новому месту работы работник предъявил документы, подтверждающие сдачу крови, и потребовал предоставления дополнительных дней отдыха. Правомерны ли требования работника в отношении нового нанимателя?

Ответ: Законом Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон) установлен ряд прав, гарантий донорам крови (ее компонентов). Помимо общих прав и гарантий, предоставляемых всем донорам, отдельно предусмотрены гарантии работающим донорам. К таким, в частности, относятся освобождение от работы, предоставление дополнительного дня отдыха, другого дня отдыха.

Гражданин, исполняющий свою функцию в качестве донора, может требовать реализации донорских прав и гарантий в тех пределах, которые ему предоставлены Законом. Если на момент сдачи крови (ее компонентов) донор не состоит (состоял) в трудовых отношениях, он может требовать предоставления только общих прав и гарантий. Гарантии, установленные работающим донорам, ему не предоставляются.

В соответствии со статьей 17 Закона наниматель обязан предоставлять работнику, который является донором, гарантии, установленные Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Даная обязанность исполняется в рамках трудовых отношений между конкретным нанимателем и работником, являющимся донором. То есть работающим донорам гарантии (освобождение от работы, предоставление дополнительного дня отдыха, другого дня отдыха) предоставляются тем нанимателем, с которым он состоит в трудовых отношениях на момент сдачи крови (ее компонентов).

 

Таким образом, требования работника необоснованны.

 

Вопрос: Как восстановить страховое свидетельство государственного социального страхования?

Ответ: Порядок выдачи и замены страхового свидетельства государственного социального страхования (далее – свидетельство социального страхования) установлен «Правилами индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 398).

Свидетельство социального страхования подлежит восстановлению при утере, его непригодности и в других аналогичных случаях. Для восстановления свидетельства социального страхования работающему застрахованному лицу необходимо письменно обратиться к работодателю. Работодатель заполняет форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы - восстановление свидетельства социального страхования) и в течение 5 рабочих дней передает её в орган Фонда социальной защиты населения по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.

Если застрахованное лицо временно не работает и не состоит на учете в качестве плательщика обязательных страховых взносов, то ему необходимо представить в орган Фонда социальной защиты населения по месту жительства форму ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы – восстановление свидетельства социального страхования) для получения нового свидетельства социального страхования.

Свидетельство социального страхования выдается органом Фонда социальной защиты населения в течение месяца со дня приема формы ПУ-1.

Изготовление и выдача свидетельства социального страхования осуществляется бесплатно.

 

Вопрос: На следующий день после увольнения в связи с окончанием срока трудового договора человек получил травму.

Имеет ли он право на пособие по временной нетрудоспособности? Куда ему следует обращаться?

Ответ: Согласно п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение), право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

На неработающих лиц государственное социальное страхование не распространяется, следовательно, права на выплаты из средств государственного социального страхования эти лица не имеют.

Исключение из общего правила установлено п. 8 Положения в отношении лиц, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой наступила в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам и длилась более 30 календарных дней. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности назначается комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и выплачивается по прежнему месту работы.

Для рассмотрения вопроса о назначении пособия в порядке исключения заявителю необходимо обратиться в районный (городской) отдел Фонда или в областное, Минское городское управления Фонда, где он заполнит заявление о назначении пособия, сообщит (устно или письменно) дату, время, место и фактические обстоятельства получения травмы, представит документ о временной нетрудоспособности и трудовую книжку. Другая необходимая для назначения пособия информация истребуется органами Фонда.
 
Вопрос: Прокурорский работник, уволенный из органов прокуратуры, назначен на государственную должность в исполком, по которой предусмотрен 7 – 6-й классы государственных служащих. Возможно ли сразу присвоить ему 6-й класс государственного служащего с учетом того, что у него есть классный чин прокурорского работника (советник юстиции)?.

Ответ:Порядок присвоения классов государственным служащим определен статьей 13 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон).

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке (пункт 1 статьи 13 Закона).

Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12 - 10-й класс, составляет не менее одного года, 9 - 7-й класс - не менее двух лет, 6 - 4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.

Особенности присвоения класса лицу, имеющему классный чин прокурорского работника, при поступлении его на работу в государственный орган на государственную должность законодательством не предусмотрены.

Вышеизложенное означает, что если законодательством предусмотрены по государственной должности, на которую назначен государственный служащий, 7 – 6-й классы государственных служащих, изначально присваивается 7-й класс. Очередной, 6-й класс по этой должности, присваивается после пребывания государственного служащего в 7-ом классе не менее двух лет.

 

Вопрос: Будут ли в Республике Беларусь отнесены к участникам Великой Отечественной войны или к лицам, пострадавшим от последствий войн, граждане, находившиеся в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте?

Ответ: В республике проживает более 950 тысяч граждан, достигших 70-летнего возраста и старше, тех, кто пережил тяготы и лишения Великой Отечественной войны. Из них, по оценке, около 5 тысяч граждан, потерявших обоих родителей, в годы Великой Отечественной войны являлись несовершеннолетними.

Законодательством Республики Беларусь, как и законодательством бывшего СССР, указанной категории граждан правовой статус не установлен и ранее не устанавливался.

Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, установлены Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года (далее - Закон).

Согласно статье 2 Закона участниками Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, партизаны и подпольщики.

Обязательным условием признания участником Великой Отечественной войны является наличие архивных документов о прохождении военной службы в частях, входивших в состав действующей армии, участии в партизанском и подпольном движении.

Законом к пострадавшим в годы Великой Отечественной войны, на кого распространены социальные льготы, отнесены: члены семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков из числа родителей, не вступивших в новый брак супругов, детей (в том числе усыновлённых) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца; бывшие узники фашизма; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.

Внесение изменений и дополнений в законодательство в части расширения перечня льготных категорий граждан не предполагается.

Кроме указанной категории работников наниматель в соответствии с частью второй статьи 289 Трудового кодекса Республики Беларусь.